Ронан Хардиман (Ronan Hardiman). Интервью, часть 2.

 

 

 

 

 

 

 

Конечно, сейчас во всем мире Вы известны как композитор, написавший невероятную музыку к шоу «Lord of The Dance» и «Feet of Flames» Майкла Флетли. Хотя такое достижение было огромной вехой в Вашей карьере, не чувствуете ли Вы некую однообразность, не ощущаете себя жертвой синдрома Бонда, если хотите? Как вы думаете, большинство ваших проектов все же однотипны или вам присуща гибкость при работе с проектами?

О, нет, я никогда не рассматривал этот факт как какую-то веху. Это был невероятный опыт для меня. Помимо того, что шоу пользовалось огромным успехом и в нем было использовано много чего интересного, более важная вещь – это то, что оно вознесло моё имя и мои заслуги в заоблачную высь.

Мне предлагали работать над разными проектами, совершенно различными. Я думаю, из-за того, что партитуры варьируются, моя музыка считается традиционной музыкой. Имеется много вариантов трактовки оркестровой музыки – я имею в виду, что тема "Nightmare" не войдет в фильм про Бонда, но у меня были два или три интересных предложений на основе этой музыки!

С этой точки зрения моя музыка  не может быть однотипной во всем, нет, хотя я предполагаю, что большое количество людей относятся ко мне, как к кельтскому композитору, и иногда я чувствую себя не очень комфортно от этого. Определенно, из-за моих проектов, целый ряд кельтских звукозаписывающих фирм в индустрии – особенно в Америке – испытывают некую перенасыщенность – так много существует проектов именно с кельтской направленностью.

Было два крупных шоу – "Riverdance" и "Lord of the Dance", целая плеяда дисков - "Celtic Moods", "Celtic Dreams", "Celtic You-name-it (назовите, как хотите), все это, как Вы понимаете, большой бизнес. Но я хочу сказать, что в моих сольных проектах использованы не только кельтские элементы. Хотя, конечно, кельтская музыка - это, если хотите, нечто мистическое, и это такой "фирменный" стиль, который очень хорошо подходит для танцевальной музыки, для New Age, да и вообще для множества музыкальных жанров.

Одна из Ваших особенностей - это то, что Вы способны написать абсолютно разноплановую музыку. Вы обладаете возможностью модифицировать изменяться. Ваш первый сольный альбом "Solas" получился превосходным, необычным  и стал для всех настоящим сюрпризом. И всё же, несмотря на то, что у Вас было множество поклонников после "Lord Of the Dance", Ваш сольный проект сильно удивил слушателей, потому что треки с него не имеют абсолютно ничего общего с тем, что Вы делали прежде. Расскажите немного об этом.

Идея первого альбома появилась у меня за некоторое время до "Lord of the Dance". Мне очень хотелось объединить несколько стилей: поп, рок, классику и дэнс... и добавить туда немного кельтских элементов, особенно в вокальных партиях. У меня уже были записаны какие-то мелодии, но потом, после "Lord of the Dance" на меня посыпалось большое количество заказов, и я пытался выгадать время для своих личных проектов, как вдруг получил предложение от "Polygram" и "Universal" написать парочку сольных альбомов, и подумал, а почему бы нет? Так что я с радостью занялся своими личными делами, посвятил себя тому, о чём мечтал. Идефиксом было создать звучание а-ля Ронан Хардиман. Мне хотелось сделать акцент на инструментальной и полу-инструментальной музыке с характерными вокальными элементами. Главным инструментом для меня было пианино, это, я считал, должно быть отличительным моментом в звучании, и еще я работал с вокалистом Лесли Даудоллом (Leslie Dowdall), потому что у него очень характерный голос.  Так что вот эти два момента, на которые я опирался при создании своего музыкального звучания.

Сейчас у Вас выходит новый альбом 'Anthem', который сначала был назван "Ora" и у которого скоро будет релиз в США. Расскажите об этом,  это послесловие к "Solas", часть серии альбомов или что-то другое?

Да, сначала альбом был назван "Ora", хотя, на самом деле, как и "Solas", у альбома было несколько названий. Чем отличается "Anthem" ("гимн", "песнопение") от предыдущего альбома - это тем, что для нового диска я записал несколько вокальных композиций, я имею в виду, полностью вокальных, подобных которым нет в "Solas". На новом альбоме их три, и когда с лейблом шло обсуждение, как нам назвать окончательно альбом, то записывающая компания решила, что этот диск более ориентирован на поп-музыку, и  было выбрано название "Anthem", так как оно как бы отражает стиль альбома.

Сначала мне это очень не понравилось, потому что название альбома для меня очень важно. Мне не казалось, что   "Anthem" выражает то, что нужно.. Название же "Ora"  было таким, что оно вызывало в памяти нужные ассоциации. Но один из треков был назван "Anthem", что в литературной расшифровке обозначает "духовный подъём", "песня радости"... и обратная связь с "Solas" была в том, что я встречал людей, которые благодаря музыке справлялись со своими проблемами и действительно как бы возрождались, поэтому я подумал, что, может быть "Anthem" - это говорящее название, которое будет сразу понятно слушателям.

А нет ли там трека под названием "Ora"?

Нет, это было просто общее название для диска.

А где была сделана фотография для обложки CD? Это случайно не Brittas Bay (Графство Уиклоу, Ирландия)?

Да, это Brittas.  Снимок на первой обложке выглядит, как Сахара. Хорошее фото.

Считаете ли Вы, что в Ваших работах появился новый стиль? Если так, то когда Вы это почувствовали? Существует ли у Вас тенденция к созданию классических произведений? Я слышала привлекательный отрывок из Вашей "Композиции Тысячелетия" под названием  "Silver Swans" ("Серебряные лебеди") и мне стало интересно, это лично Ваша симфоническая разработка, так сказать, эволюция как композитора, или таково было требование Комитета?

В настоящий момент я рассматриваю альбомы "Solas" и "Anthem" как проекты, где я смог реализовать множество идей, в частности, я хотел разработать такое звучание, которое будет именно моей "фишкой", то есть слушатели смогут сразу опознавать мои произведения. Что касается моей приверженности к какому-либо стилю - классическому ли, традиционному, то я не могу сказать ничего определённого, то есть мое мнение открыто. Даже несмотря на мои сольные проекты, я продолжаю быть "'композитором по найму", так что если я возьмусь за написание музыки к фильму, то для меня будет важно мнение и директора картины, и продюсера, и только потом я совмещу их требования со своим видением того, что нужно делать. Так что я полностью открыт для развития в любом направлении, которое потребуется для определённого проекта.

Я слушала отрывок из "Silver Swans" на Вашем сайте, и заметила, что в Вашей музыке появилось симфоническое звучание, и мне интересно, может быть, Вы станете со временем писать симфонии?

Да, возможно. Посмотрим. Безусловно, в моих сольных проектах музыка всё больше и больше похожа на поп. И я в восторге от этого. Мне очень интересен технологический прогресс в музыке и  то, как я могу распорядиться им. Но Вы правы - нет ничего другого, что могло бы сравниться с ощущениями, когда слушаешь произведение, представленное  целым оркестром. Только полноценный оркестр может передать всю необходимую динамику и  энергетику. Конечно, в моих произведениях встречаются классические элементы, например,  на альбоме "Anthem" - особенно в "Salve". В этом треке - огромный хоровой элемент, и я жду благоприятной возможности в следующем альбоме - сделать еще больше интересных вещей. Что касается другого трека, "Ancient Lands", который полностью оркестровый, то я хочу сказать, что я сделал его таковым не потому, что мне это очень сильно нравится.  Просто, как я уже говорил, музыкальная динамика большого оркестра звучит грандиозно в музыке такого типа.

Должно быть, Вы очень волновались, получив заказ от Ирландского Комитета написать "Музыку Ирладского Миллениума". Расскажите, как все было и когда и где состоялась премьера?

Это должно было произойти на "Pat Kenny Show, Kenny Live"! (на Ирландском ТВ). Но планы Комитета поменялись, приоритеты изменились, так что в итоге было решено выпустить CD в конце 2000 года, в оригинальном оформлении, раз так получилось.

Но когда это произойдет точно? Музыка "Silver Swans"("Серебряные Лебеди") так хороша! Нельзя ее терять!

Нет, что Вы. Я думаю, что в итоге ее ожидает судьба композиция "Ancient Lands" ("Древние земли"), которая была изначально написана еще 5 лет назад для ТВ рекламы.

Правда? Здесь слышны отголоски истории с "Feet of Flames 2000"! 

Да, кое-что было написано несколько раньше - в 1995 году для Национальной Лотереи на ТВ.

Скажите, а композиция "Silver Swans"это отдельное произведение, сюита, или что-то ещё? В каком виде Вы написали эту музыку и когда мы сможем купить CD?

Это отдельная композиция. Изначально идея была в том, чтобы я и два или три других композитора написали произведения, связанные с достопримечательными местами, после чего должна была состояться грандиозная ТВ презентация, но потом планы Комитета поменялись. Это была замечательная идея, большие планы, но в итоге они не осуществились. Но тем не менее, список этих достопримечательностей был готов, и одно из мест, связанных со мной, было Исландбридж  - мост через канал. Это было здорово, потому что я знал это место благодаря работе над "Waterways", и с удовольствием бы вернулся туда опять.  Когда я посетил это место в первый раз, то узнал, что там живёт огромная стая лебедей, причём с тех пор, как этот канал был создан. Я познакомился с экспертом по лебедям, который изучал их с того самого времени! Очень познавательно!

Я слышала небольшой звуковой фрагмент "Silver Swans" - это нечто божественное,  небесное, неосязаемое...  Подобные произведения часто встречаются среди композиций, написанных Вами. Считаете ли Вы себя одухотворённой персоной?

Я не задумываюсь о том, насколько я одухотворённый, возвышенный человек, но думаю, что я стараюсь изучить себя в зависимости от того, как люди реагируют на мою музыку. Особенно это касается проекта "Solas"  потому что это то, что чувствует моё сердце. А, например, к "Lord of the Dance", "My Friend Joe" и "Waterways" я отношусь иначе. Я хочу сказать, что когда работаешь над заказными проектами, безусловно, тоже вкладываешь в них свою душу, но всё же при работе над ними учитываешь заранее установленный перечень параметров, так что написание альбомов "Solas" и "Anthem" стало для меня великолепной возможностью выразить себя без ограничений.

Я раскрываю новое в себе и в своём личном творчестве - я немного упомянул об этом на обложке к "Anthem". Это та музыка, которую я люблю, она идет от сердца, она чистая,  она требует больше напряжения и сил, чем обычно,   потому что когда ты являешься той самой персоной, которую эта музыка должна удовлетворить, то становишься очень, очень критичным по отношению к себе. 


Но у меня нет сверхъестественной веры во что-либо и голос "свыше" я не слышу. Я получаю удовлетворение от музыки. Огромное удовлетворение, но единственное возвышенное, спиритическое,  что я признаю в жизни - это те моменты, когда я нахожусь один, без окружающих меня людей, бегу ли я по дороге, еду ли на велосипеде, или просто гуляю - вот тогда вокруг меня появляется что-то необычное, я один-на-один с собой и получаю вдохновение от физической нагрузки, от красоты природы - и это так необходимо в моем творчестве


Наверное, здесь присутствует какая-то спиритическая связь, но я не хочу особо сильно вникать в это или же надеяться на неё, потому что я полагаю, что творческий процесс предполагает наличие какого-то суеверия и незащищённости, так что ты всегда испытываешь некий страх, что в следующий раз у тебя может что-то не получиться и ты разучишься творить. Конечно, я думаю, что если ты постоянно работаешь, работаешь и работаешь, всё равно в итоге добьёшься результата, но неопределенность всегда присутствует. Может быть, это пройдёт естественным образом, когда я состарюсь?

Вы часто используете в своих сочинениях так называемый язык "jabberwocky" ("бормотание", "болтовня"). Почему Вы не вкладываете в уста своих исполнителей простые слова? Расскажите  о том, как Вы придумали композицию
"High Priests' ("Верховные жрецы") в "Feet of Flames"?

Я не поэт-песенник,  наверное,  в этом всё дело. Но вообще, использование фонетики в музыке - совсем не новая идея, и на альбомах "Solas" и"Anthem", а также в "High Priests", мне очень хотелось так сделать, потому что я чувствовал, что если будет обычный текст, то это может показаться слишком литературным и испортит ощущение магии и колдовства, особенно в "High Priests", когда жрецы поют, а люди ломают себе головы, интересно, а о чем это они? Мне хотелось, чтобы первосвященники  не просто выходили на сцену, а что-либо произносили. Я обсудил детали с Майклом, мы обдумали театральный и драматический аспекты этого вопроса, и оба пришли к выводу, что  jabberwocky будет очень впечатлять зрителей.

Многие считают, что "Dun" это название реальной группы, но мы знаем, что она была создана специально для записи Вашего СD. Как это произошло? Можно ли будет услышать этих же певцов на диске "Anthem"?

Это группа была создана из отдельных, очень хороших певцов. Но мы приняли решение, что было бы гораздо удобнее преподнести их под общим названием при упоминании на обложке альбома.  Отсюда и взялось название "Dun". Они также участвуют в записи "Anthem", на треках  "Salve" ("Успокоение)  и "Ancient Lands".

Вы неоднократно упоминали, что Вам очень нравится стиль New Age. Конкретизируйте, пожалуйста.

Мне очень нравится Янни (Yanni), Джон Теш (John Tesh), Джим Брикман (Jim Brickman), а также многое у Майка Олфилда (Mike Oldfield) и Вангеллиса (Vangellis) -  конечно, они более связаны с электронной музыкой, но также оставили свой след в стиле New Age. Вангеллис же вообще является моим героем.



На следующую страницу интервью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Назад | Наверх





© Michael Flatley Russian Version 2002

 

 

 

Сайт управляется системой uCoz